Российским ученым, возможно, удалось решить проблему, на первый взгляд к науке не относящуюся — хотя бы частично перекрыть один из каналов поставки тротила бандитам и террористам. Речь идет о воровстве взрывчатых веществ с карьеров и рудников.
Теперь, благодаря новым технологиям, тротил там используется все реже — ему на смену приходят ударно-волновые установки и жидкая взрывчатка. Воровать их, как убедился корреспондент НТВ Сергей Малозёмов, просто не имеет смысла.
Ученые из ядерного центра в Сарове испытывают новый способ аккуратно разрушать старые здания в условиях плотной застройки. Точность даст большую экономию — отслужившее строение быстро уберут, а на его фундаменте (как правило, вполне надежном) построят новое.
Евгений Моисеев, ведущий научный сотрудник Института физики взрыва Научно-исследовательского центра экспериментальной физики: «Взрывным способом, я понимаю, никто не согласится, это опасно, а тут безударно-волновым методом всё можно сделать».
На кадрах испытаний видно, как ровно и точно откалывается камень. А все потому, что взрыва тут, по сути, нет. Мощные тонкие струи газа фактически режут все, на что их направят. Здание сложится как карточный домик, упав куда надо. Разработка, конечно, полусекретная, после этого интервью с нашей записью поработала саровская служба режима.
Так до последнего времени взрывали на рудниках и угольных карьерах: взрывчатые вещества на основе тротила давали тучу ядовитого дыма, потом почти час нельзя было продолжать работу. Еще эту взрывчатку воровали, и она то и дело всплывала то у бандитов, то у террористов.
Сафьяновское медное месторождение в 100 километрах от Екатеринбурга. Раньше тут тоже применяли тротил, но теперь переходят на новый состав. Сегодня тут, например, должна сработать жидкая бомба весом в 16 тонн.
Суть технологии исключает любое воровство: на заводе в специальную машину заливают пять не взрывающихся по отдельности компонентов (из них несекретна только аммиачная селитра — обычное удобрение). Саму взрывчатку такая фабрика на колесах готовит прямо в карьере.
Сергей Печёнкин, руководитель горного подразделения металлургического холдинга: «Машина смешивает компоненты эмульсионных взрывчатых веществ, это происходит в блендере-миксере, подается на шланг, который заряжает скважину».
Самому эту жижу и не приготовить, и не подорвать — нужно дорогое спецоборудование. Горняки отныне экономят на охране — она попросту не нужна. Раньше инциденты бывали, хоть никто не и не признается.
Корреспондент: «Наверное, теперь перестанут глушить рыбу?» Иван Карташов, руководитель горного производства: «Рыбу у нас не глушили никогда. Это уголовно наказуемое дело. В моей практике такого не было».
Сам взрыв — как обычный. Всех уводят из карьера, звучит сирена, а потом команда на подрыв. Как только осела пыль, в карьере снова появились люди — никакой опасности для здоровья, да и простой минимальный. А сколько жизней сохранит сам факт того, что никто не украдет тротил, — это и вовсе подсчитать невозможно.