Для самого известного в городе коммуниста итог выборов в областное законодательное собрание закономерен. Предположения о том, что люди голосовали за КПРФ, потому что из бюллетеня исчезла строка «против всех», отметает безоговорочно.
Но сначала благодарит тех, кто поддержал его кандидатуру и его партию:
— Спасибо тем, кто голосовал за партию и за меня. Я понимаю, какая теперь на мне лежит ответственность в отстаивании интересов жителей города.
— Почему вы стали избираться в ОЗС?— Я являюсь коммунистом, и куда кому идти, решает компартия. Много лет она ведет тяжелую политическую борьбу. В том числе элементом этой борьбы является участие в выборах в органы представительной власти, куда своих кандидатов делегирует народ. Положение мое как секретаря саровской ячейки обязывает принимать участие в выборах. Мы не могли остаться в стороне от этого мероприятия, и решением областной партийной конференции было определено, кто на каком участке баллотируется. Кроме этого, у меня есть свое видение ситуации в городе, области, стране, и оценка этой ситуации не оставляла сомнений, что требуется высокая политическая активность и отстаивание своей гражданской позиции.
— Еще год назад вам не удалось пройти в городскую думу, и вот такой результат на выборах в ОЗС. Как прокомментируете?— Тяжелое поражение на выборах в городскую думу будет еще иметь свои последствия.
— Ваше поражение? Коммунистов?— Нет, мое — дело десятое. Я имею виду поражение жителей, выбравших такую думу, которая не может адекватно представлять интересы горожан. Надо иметь большое мужество, чтобы, будучи в исполнительной власти, или зависимым от нее, бороться сами с собой либо с вышестоящим руководством. Не реально требовать от них этого. Но это чревато невысоким уровнем принятия хозяйственных решений, плохим контролем работы коммунальных служб, принятием решений, в будущем имеющим разрушительный характер, перекосами в бюджетной политике. Рано ремонтировать чиновничьи кабинеты, пока не отремонтирован последний садик, или важнейшие участки дорог. Много действий предпринимается чисто показушных — фасады ремонтируются, причем снаружи и некачественно.
Что же касается выборов в городскую думу — они делаются малым числом избирателей и на них легко отработать различные технологии.
— Можно и на технологии кое-что списать, но что произошло за этот год, что привело КПРФ к такому проценту на выборах по Сарову?— На городе не срабатывают те механизмы, что срабатывали на округе: тяжело подкупить, утрачивается сила некоторых маргинальных элементов. Также играет роль долговременной известности человека, появление нового героя с популярными лозунгами не будет иметь веса. Ну и за прошедший год произошли негативные экономические события: взлет цен на продукты, на коммунальные услуги, плохая работа коммунальных служб.
— Есть такое распространенное мнение, что люди голосовали за КПРФ, потому что нет графы «против всех», и это отнюдь не сторонники партии.— Может, кому-нибудь так и хочется считать, но это не так. Протестного голосования сегодня в городе не случилось. Если бы это произошло, компартия выиграла бы с оглушительным разрывом. Опорными цифрами считаются 30 процентов к 70. Явка по-прежнему очень низкая. Настоящие протестные голоса еще «спят», и они, как мы рассчитываем, «проснутся» к выборам в Госдуму. Город дал голоса, которые в этот раз, в отличие от прошлых выборов в ОЗС, перекрыли голоса дивизии. И это были думающие люди, в основном внииэфовцы.
— Вас, конечно, волнует то, что происходит в городе.— В городе нарушена системная работа в формировании власти, когда из конъюнктурных соображений дума третьего созыва поменяла Устав города и отменила выборы главы администрации жителями. Она лишила горожан выбирать самое главное, по сути, действующее лицо. Моя позиция на этот счет однозначная: власть в городе — наша слуга. Мы ее сажаем в кабинеты, платим ей неплохие деньги из наших налогов и говорим: пожалуйста, делайте все для нашего блага. А эти ребята, которые приходят туда, считают, что это мы — для их блага, а они могут действовать как бог на душу положит. Сейчас мы будем прилагать усилия, чтобы сдвинуть позицию депутатов, и чтобы они уже в этом году поправили Устав и вернули жителям города их законное право выбирать главу администрации. И надо подумать, нужно ли держать два равнозначных руководящих поста — главы администрации и главы города.
Беспокоит также положение малого бизнеса. Так много слов отыгрывается, проводится конференций, а реальной помощи нет.
— Я не припомню, чтобы вы, будучи депутатом городской думы, когда-то ратовали за малый бизнес. А ведь были серьезные моменты, когда группа предпринимателей обращалась и на комитет, и выступала на думе.— Дума была разбита на несколько групп, которые друг с другом не взаимодействовали. Некоторые вопросы решались без привлечения депутатов, заинтересованных в ином, чем предполагалось администрацией, разрешении проблемы. И с большинством было трудновато бороться.
А в принципе мне приходилось в начале 90-х годов заниматься стратегическими вещами, в том числе и путями развития бизнеса. Этим вопросом надо заниматься системно, а не делать упор на что-то одно, допустим, только на инновационный бизнес.
— Вы сейчас в заксобрание не прошли. Что дальше?— Довольно большой шанс в течение года получить мандат в ОЗС. Будет проходить движение: два депутата — Рябов и Торнаев — будут баллотироваться в Госдуму. Эти выборы я считаю более важными и определяющими нашу дальнейшую жизнь.
— В ОЗС КПРФ получит 13 мандатов. Маловато. Что можно сделать таким числом голосов?— Да, этого мало. Но ситуацию надо преломлять. Фундаментальным моментом, определяющим жизнь народа и нашу судьбу, является власть. Между народом и властью по Конституции лежат выборы. В России власть появляется путем выборов. Народ должен понять и обратить внимание, насколько во время этой процедуры — дачи власти — он ответственно себя ведет, о чем он думает. Даже идя в магазин, человек затрачивает порой больше мозговых усилий, выбирая крупу.
— В Сарове традиционно низкая явка на выборы. Почему?— Как выбираешь власть, так она тобой и управляет: вот вам как результат и текущие крыши, и плохие дороги. Тогда нечего с власти спрашивать, если не ходишь на выборы.
— И все-таки, почему КПРФ победила в Сарове?— Думающих людей очень волнует все, что происходит в стране. Они понимают, что здесь мы сидим в сухом кубрике, но он находится на борту корабля, у которой серьезные пробоины. Их внимание, симпатию, партия власти не завоевала ни своими действиями, ни бездействием.
— Вы ожидали такой результат?— Перемены в умах я чувствовал. Одно дело проценты, другое — настроения людей. Если пять лет назад было ясно, что компартия не получит много голосов — у народа была надежда на Путина, и мы не проводили активную кампанию, то сейчас мы чувствуем изменения.
— Правящая партия несет ответственность за негативные моменты, происходящие в городе, области, стране?— Да, мы должны спросить с членов партии. Нам, коммунистам, предъявили моральный счет и за 30-е, и за 40-е, и за 50-е годы. И это правильно. Никто не мешает «Единой России» реализовывать ее планы. Народ оказывает доверие — выбирает большинство в представительные исполнительные органы власти. За результаты реформ нужно отвечать.
Елена Бабинова
56 комментариев
Все новости по теме
выборы 2011 в ОЗС