Учёный из ВНИИЭФ выступил на инновационном форуме «Технопром-2017» в Новосибирске. Саров.Net попытался разобраться, что придумали саровские 3D-печатники.
Об участии делегации из нашего города вчера сообщили в пресс-службе РФЯЦ. Юбилейный международный «Технопром» завершился 22 июня в новосибирском «Экспоцентре». Начальник отдела ИТМФ Александр Быков привёз слайды по теме «Аддитивные технологии для ОПК» и рассказал об имитационном моделировании для создания деталей с помощью 3D-принтеров, позволяющих «выпекать» металлические изделия.
Стенограмму выступления нам удалось найти на
сайте форума. Как оказалось, эмуляция трёхмерной печати является новой темой для саровчан: у нас ей занимаются меньше года. Однако, за этот срок удалось реализовать сразу несколько необычных идей.
— Почему необходимо математическое моделирование [для спекания порошка в 3D-принтере]? — пояснят А. Быков. —
В лазерных технологиях используется многообразие физических процессов, на разных уровнях. Будет хороший результат или нет, — зависит от массы параметров. Это скорость, стратегия сканирования, свойства порошка, параметры лазерного излучения. Число возможных сочетаний с 60–80 параметрами практически бесконечно, поэтому простой экспериментальный перебор невозможен. Ученые ВНИИЭФ изучили двадцатилетний мировой опыт и пошли по своему пути — пути более масштабного моделирования, на микро- и на макроуровнях, написав симуляторы принтера для разной детализации. Начиная с самого начала процесса — от металлического порошка — и заканчивая сложной железной деталью, которую невозможно выточить традиционными методами.
С названиями компьютерных приложений разработчики не мудрили.
— Мы сделали программу-насыпалку, которая по составу порошка создает [виртуальный] слой, и мы можем [просчитывать влияние энергии]. Даем маленький энерговклад — с горошинками ничего не происходит, даем более [мощный] энерговклад — горошинки плавятся и превращаются в ровную поверхность, — рассказал учёный. После нано-расчётов в дело вступает ещё один софт:
программа-генератор больших кристаллических решёток и
программа-вписыватель для этой решетки. Получившаяся модель уходит партнерам ВНИИЭФ в ЦНИИ ТМАШ, где производят и проверяют 3D-принтер. Если что-то не сходится — расчёты повторяют.
— Мы планируем объединить [функции] под управляющей программой с графическим интерфейсом, к которой будут подсоединяться базы материалов, базы со свойствами машин, экспериментальные данные, архив результатов. И такое объединение мы называем виртуальный 3D-принтер. Это многомасштабная математическая система для аддитивной технологии, - резюмировал Быков.
Вопросов к докладчику не возникло.
//фото: www.vniief.ru
Прокомментировать